Шолохов Михаил Александрович

«Мы приходим в мир Михаила Шолохова, и каждый из нас, пребывая в нём,
обязательно становится добрее, чище и лучше.»

Закруткин В. А.

Новости

10 июля 2025

ДЕТИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ В МУЗЕЕ

Музей-заповедник М.А. Шолохова и воскресную школу Михаила Архистратига связывает многолетнее сотрудничество. Этот год не стал исключением. Ребята стали участниками музейных занятий и мастер-классов. Во время летних каникул они посетили интерактивную выставку в Музее ремёсел.

Коллекция музейных предметов позволила ребятам узнать о различных видах женского рукоделия, мужского ремесла, истории годовых праздников с их атрибутами и традициями. Дети услышали рассказ о бытовом и хозяйственном укладе жителей Верхнего Дона, где особое место занимало разведение домашних животных. Животноводство обеспечивало потребность семьи в мясе, молоке, пухе, шерсти и коже.

Юные посетители с интересом рассматривали специальные приспособления – гребёнки, чёски, – которые использовали хозяйки-рукодельницы в технологии переработки овечьей шерсти и козьего пуха. Познакомились ребята с приёмами изготовления пряжи на прялке – непременном атрибуте домашнего производства. Определяли на ощупь, чем отличаются шерстяные изделия от пуховых, и узнали об их особенностях: мягкости, лёгкости, сохранении тепла. Также изучали устройство простейших рычажных весов – безмена – и демонстрировали процесс измерения веса.

Большое впечатление на экскурсантов произвёл рассказ о столярном и чеботарном ремёслах, бытовавших на Верхнем Дону. На верстаке столяра они разглядывали инструменты мастера, познакомились с их названиями и практическим применением. Так, для изготовления оконной рамы, одного из элементов казачьего жилища, столяры применяли лучковую пилу, долото, киянку, отборник, рубанок и др. Проследили этапы сборки окна – от бруса до деревянной рамы. Дети и взрослые удивлялись многообразию профессиональных навыков столяра.

Из предложенных музейных предметов определяли материалы и инструменты для ремонта валенок и сапог. Пробовали силы в натирании нити смолой – одного из приёмов изготовления дратвы для подшивания валенок. С помощью молотка имитировали подбивание сапог гвоздями. Внимание ребят привлёк деревянный предмет с необычным названием – лакейка. Практическим путём они установили, что это приспособление служило для лёгкого и бережного снятия обуви.

Рассказ о годовых праздниках зимне-осеннего цикла расширил знания детей об истории и традициях календарных праздников на Дону. Используя атрибуты рождественского праздника, экскурсовод рассказал о традиции, как станичники ходят друг к другу и поют славы в честь рождения Божественного Младенца – Иисуса Христа.  В беседе о народных обычаях музейный сотрудник обратил особое внимание на то, что казаки, отмечая Масленицу, придавали большое значение «чину прощения». Он совершался в последнее воскресенье накануне Великого Поста. 

Девочек и мальчиков заинтересовал рассказ о семи неделях Великого Поста, особенностях его проведения. Они открыли для себя любимые развлечения казачат в пасхальные дни – катание яиц по желобкам и игру «Битки».

Юные посетители получили некоторые сведения о народных обычаях праздника Троицы – хороводных гуляниях, плетении венков, приготовлении яичницы, детских забавах. Выставка дала возможность узнать о трёх православных праздниках августа – Медовом, Яблочном и Ореховом Спасах, – во время которых освящались плоды нового урожая.

Почитание праздника Покрова Пресвятой Богородицы было связано с верой донцов в образ Богоматери – заступницы казаков в военных делах. С 14 октября начинались на Верхнем Дону шумные Покровские ярмарки.

Интерактивная выставка в Музее ремёсел стала для юных посетителей наглядной иллюстрацией самобытной жизни донского казачества, православных и народных традиций.

 

Источник: https://sholokhov.ru/museum/News/2025/n4704/
← вернуться