Шолохов Михаил Александрович

«Мы приходим в мир Михаила Шолохова, и каждый из нас, пребывая в нём,
обязательно становится добрее, чище и лучше.»

Закруткин В. А.

Новости

12 февраля 2019

Как сложилась судьба легендарной Аксиньи из «Тихого Дона» Элины Быстрицкой

Элина Быстрицкая осталась в памяти поколений как Аксинья из «Тихого Дона» – гордая казачка с непростой судьбой.

Этой гордой «казачке» уже 90 лет, иногда ее подводит зрение и ноги, но Элина Авраамовна не собирается сдаваться.

«Я живу на свете уже давно, но замечу в скобках, что мне не надоело», – сказала Элина Быстрицкая в одном из недавних интервью. Наверное, так могла бы сказать и Аксинья, доживи она до девяноста лет.

Роль в «Тихом Доне», на которую ее утвердил лично Михаил Шолохов, – гениальное попадание в образ, полное совпадение характеров актрисы и персонажа, который она сыграла. Известный факт, что после премьеры, когда вся мужская половина СССР признавалась Быстрицкой в любви, ей в числе прочих пришло письмо от донских казаков, в котором они попросили актрису… сменить фамилию, и стать Аксиньей Донской. «Ну, как я могла согласиться, Быстрицкая – это же папина фамилия».

На самом деле, как ни трудно в это поверить, казачьей крови в Элине нет вовсе, а родилась она в Киеве в интеллигентной еврейской семье. Отец, Авраам Петрович Быстрицкий, мечтал, конечно, о сыне, который бы продолжил династию, и стал как он врачом, но у него родились две дочери.

Старшую назвали в честь героини романа Кнута Гамсуна «У врат царства» – там была героиня по имени Элина Карено. В СССР такими «буржуйскими» именами девочек не называли, но в итоге, как оказалось, имя определило судьбу – Элина Быстрицкая оказалась вызывающе непохожей на других, слишком красивой, слишком гордой, слишком с характером.

Ей исполнилось 13, когда началась война, и она совсем еще маленькая девочка бросила школу, чтобы помогать отцу в госпитале медсестрой. Мама, в свою очередь, устроилась в тот же госпиталь поваром, но никогда не позволяла себе принести домой дополнительный паек или лишнюю буханку хлеба.

Младшая сестра Элины вспоминала потом, что главным их военным лакомством был хлеб, точнее, бутерброд из хлеба: внизу тоненький ломтик белой булки, сверху черная горбушка. Сама же Элина о том времени говорить не любит, но когда ее спрашивают про диеты, лишь смеется: «Моя фирменная диета – это четыре года войны».

Она так и не стала врачом, хотя отец очень на это надеялся. С таким именем, с такой внешностью (в шестнадцать Элина была одной из первых красавиц города), и с любовью к театру, впитанной буквально с материнским молоком, Элине был один путь – в театральный институт. Авраам Петрович, разумеется, был против – его дочь не будет этой вертихвосткой на сцене, она получит хорошее образование, потом хорошего мужа, родит ему внуков, как это делают все. И, в результате, документы были поданы не в театральный вуз, а в филологический. Проучившись год на филфаке, она перевелась в театральный, не сказав об этом ни отцу, ни матери.

Москва приняла ее сразу же. Элина получила множество предложений в кино: «Неоконченная повесть», «Добровольцы», но главное – «Тихий Дон». Она очень хотела роль Аксиньи. Давно хотела – еще до фильма Герасимова. В театральном институте в Киеве она репетировала роль Аксиньи, но в последний момент ее сняли; «Ну, какая из вас, милочка, характерная актриса, вы в зеркало себя видели? Вам только лирических красавиц и играть».

Герасимов, кстати, на ее счет сомневался тоже, но вмешался Михаил Шолохов, который с первого взгляда на Быстрицкую признал в ней свою гордую казачку. После «Тихого Дона» к ней пришла всесоюзная слава.


 

Источник: https://teleprogramma.pro/stars/star-hist/511252/
← вернуться